пятница, 6 октября 2017 г.

Анна Исупова о Марине Цветаевой


8 октября 2017 - 125 лет со дня рождения М.И.Цветаевой
Анна Исупова, уроженка Верхней Туры,
 член литобъединения "Серебряные струны"

     Творчеством Марины Цветаевой я заинтересовалась в то время, когда посещала литературное объединение имени Бориса Марьева. Заседания проходили в Доме писателя по адресу Пушкина, 12, в кабинете Владимира Александровича  Блинова. Это было в 2002- 2003 гг. Руководитель лит/объединения Вадим Осипов однажды целое заседание посвятил  жизни и творчеству М.И. Цветаевой.

Больший интерес к творчеству Цветаевой был у меня после посещения дома-музея Марины Цветаевой в Елабуге. В июле  2009 году я совершила речной круиз на теплоходе «Тарас Шевченко»  от Перми до Казани и обратно. Очень запомнилась остановка в Елабуге. К причалу подали несколько автобусов,  и  мы на них помчались в город, который гордится своими музеями. Тогда мы побывали в музее медицины  Владимира Михайловича Бехтерева, в музее - усадьбе кавалер - девицы Надежды Андреевны  Дуровой.

     Но самое сильное впечатление оставил дом - музей М. И. Цветаевой, где она прожила последние дни своей жизни вместе с любимым сыном Георгием. Нас усадили  во дворе  дома на лавки, рассказали о жизни поэта в Елабуге, об обстоятельствах смерти поэта, потом мы зашли в небольшой дом, где сохранилась комната с вещами, которыми пользовалась Цветаева, а так же сохранилась последняя записка Цветаевой своему Муру. Мы  побывали на местном кладбище и отдали дань памяти М. Цветаевой, постояв подле её могилы.






      Летом 2015 года я побывала в Феодосии. В этом городе открыт музей Марины и Анастасии Цветаевых.  Мне ещё предстоит посетить этот музей, как и домик Волошина в Коктебеле, где отдыхала сто лет назад Цветаева. Но я дышала воздухом моря, города, который посещала М. Цветаева.
       Мне посчастливилось побывать в Праге, куда  Цветаева приехала  в1922 году  после долгой разлуки со своим мужем Сергеем Эфроном, где  они прожили несколько лет до отъезда в Париж. Я читала много книг о Праге. В одной вычитала о том, что президент Чехии Масарик в те тяжёлые годы помог выжить многим русским эмигрантам, которые после революции и Гражданской войны оказались за границей, в Чехии. Пособие для эмигрантов получали  Цветаева с Эфроном. Я гуляла по Праге, где когда-то гуляла и Цветаева. Конечно, она была на Карловом мосту, видела скульптуры, которыми украшен мост, видела рыцаря Брунцвика, которому даже посвятила поэму. Она бывала в храме святого Витта, слушала, как и я Орган.
     И вот 15 сентября 2015 года я попадаю в  Белинку (библиотеку им. В.Г. Белинского) на встречу с Галиной Ванечковой, знатоком  творчества Цветаевой. Она приехала из Праги, куда уехала жить в 1952 году вместе с мужем - чехом, и где организовала общество  Цветаевой. Мне очень запомнилась эта встреча. Как здорово она читает стихи М. Цветаевой, с большим увлечением рассказывает о пребывании семьи поэта в Чехии, о своей поездке в Париж, чтобы встретиться с  Константином Радзевичем – героем поэм «Поэма Горы», «Поэма Воздуха» и о своём полном разочаровании этим человеком.
В объявлении об этом мероприятии было написано:
15 сентября (вторник) в 18:00 2015г.
«Дни Марины Цветаевой в Чехии». Лекция, посвященная 123-й годовщине со дня рождения великой русской поэтессы Марины Цветаевой
( В рамках проекта «Семинар в Белинке»)
2 этаж, конференц-зал
Лекцию прочитает Галина Ванечкова, председатель Общества Марины Цветаевой в Праге.

Галина Борисовна Ванечкова родилась в Свердловске. Получив высшее педагогическое образование, работала преподавателем русской литературы и языка в средней школе. С 1954 года живет в Чехии. Преподавала русский язык в Высшей школе русского языка и в Университете имени Карла IV. Творчеством Марины Цветаевой занимается с 1961 года. Автор книг «Марина Цветаева и Прага», «Поэзия, символ, перевод», «Летопись бытия и быта. Марина Цветаева в Чехии», «Письма к Анне Тесковой» и других. В 2001 году основала в Праге Общество Марины Цветаевой.

Меня очень удивил один факт из жизни Галины Борисовны: она была сокурсницей Нины Ивановны Бикбовой.  Н.И. Бикбова  была  директором ЦБС  детских библиотек Екатеринбурга. В 1980 году я окончила Челябинский институт культуры и по распределению приехала работать в Свердловск именно к ней, в центральную городскую библиотеку имени И. Крылова, что находится по адресу  проспект Ленина, 70. Н. И. Бикбова  вместе с  дочкой присутствовала на мероприятии в Белинке, вышла к Галине Борисовне. Они долго обнимались, а Галина Борисовна рассказала о годах учебы в институте. Оказывается, что Галина Борисовна приходится  крёстной матерью дочери Н.И. Бикбовой!
        А на днях я вечером читала статью Галины Ванечковой в журнале «Урал» (2015, №3). Она рассказала о встрече с Ариадной Эфрон и Анастасией Цветаевой в Тарусе. Прочитала я и переписку Г. Ванечковой с Ариадной Эфрон.

 Чтение стихов и поэм Цветаевой увлекательное занятие. И я написала  стихотворение, посвящённое М. Цветаевой.
…Не дам упасть и руку протяну,
Согрею словом, домом, чаем,
Но мы с тобой, Марина, знаем:
Объявят недруги войну.

Не раз я думала о том,
Как снять удавку с шеи тонкой,
Как от Елабуги сторонкой
Тебя свести другим путем.

Жила бы... Смотришь на меня
Из книг, Парижа и Медона.
И вновь тоска моя бездонна:
Живу, любовь к стихам  храня.



Приходите в библиотеку им. Ф.Ф.Павленкова, читайте стихи Марины Цветаевой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий