среда, 30 августа 2017 г.

История школьного образования в Верхней Туре в воспоминаниях


Николай Матвеевич Хохлявин (г. Верхняя Тура) 


Обыкновенная жизнь: записки пенсионера (1973-1978 гг.)

отрывок из воспоминаний


Школа
В общем, мать уговорили, и она записала меня в школу. А мне уж шел десятый год – я пошел только в первый класс. Считайте, видимо, это было в 1924 году, т.к. семилетку я окончил 17 лет в тридцатом году. В школу, в школу!, а не одеть, не обуть было не во что.
Помню первый день пошел в школу в новых лапотцах и холщовых штанишках. И только во втором или третьем классе мать купила мне кожаные сапоги, сшила черную толстовочку, а дядя Петя Алексеев (продавец кооперации) подарил кожаный картуз. В этой одежде я сфотографировался с Петей Анчуговым. Если не верите, посмотрите фотоальбом.

Школа в те годы была одна-единственная на всю В-Туру. Это на площади, 2-этажное здание против сквера. Сейчас в нем детская библиотека. Моей первой учительницей была Дрейер Марья Николаевна. Именно Марья, а не Мария, так ее называли. Это была пожилая грузная старушка со строгим вспыльчивым характером.
Иногда для поддержания дисциплины в классе применялась увесистая линейка или по столу или по голове какого-либо сорванца.  Мне же эту «прелесть» не довелось испытать. Как говорится, я был примерным мальчиком.
Мать, конечно, в школу на родительские собрания не ходила, да и вообще-то я не знаю, были они или нет. Она обычно спрашивала мимо проходящую Марью Николаевну «Ну, как мой Коля учится?». Она махнет рукой, не беспокойся, Прокопьевна, все хорошо, хороший мальчик. Да без хвастовства скажу, что познакомившись с букварем, с первыми буквами, я в дальнейшем вперед стал определять буквы по нарисованным картинкам, читать слова. Видимо, сказалось то, что я уже был в летах, не семилетний.
Учась в третьем или четвертом классе, мне часто приходилось заменять ту или иную заболевшую учительницу в младших классах. Сначала я как-то тушевался, неловко было  выполнять  роль учителя, но потом освоился и уже не тушевался.
В эти годы я впервые принял участие в драматическом школьном кружке (а может быть, еще такого кружка и не было).  Просто зав./школой учительница Закревская Елизавета Петровна решила поставить детский школьный спектакль. Назывался он, кажется, МОПР (это тогда была добровольная организация – общество «Международная организация помощи борцам революции»). Так вот, в этом спектакле мне нарекли «главную роль» - беспризорника. Ну, плохо или хорошо, а свою роль я выполнил. Видимо, с этого. Момента я полюбил участие в драмкружке и впоследствии неоднократно бывал на сценах как любитель. Но подробнее об этом в дальнейшем.
В первом или во втором классе Марья Николаевна проводила для нас , учеников еще не совсем усвоивших азы чтения, вечерние читки повестей и рассказов писателей классиков (что такое классик, мы тогда еще не знали).
Так вот, в зимние вечера, когда в школьных печах потрескивали дрова, а на стенах колыхались сполохи пламени, на столе светила не ярко керосиновая лампа, звучал глуховатый голос Марьи Николаевны, читавшей или «Вечера на хуторе близ Диканьки», Тарас Бульба, Кавказский пленник (Л. Н. Толстого) и многое–многое другое.

Это были какие-то неповторимые экзотические вечера. И вот уже прошло более 50-ти лет, а вся эта экзотика перед моими глазами, незабываемые картины далекого детства. Так и хочется, что бы все это повторилось! Началось снова радужное беззаботное детство, несмотря на то, что может быть, оно и не совсем было радужным. Да детство это неповторимая пора человеческой жизни!



Комментариев нет:

Отправить комментарий